• +375 (29) 653 03 01

Как стимулировать школьников на образовательный прорыв?

16.06.2012

Развитие Беларуси видят за новой образовательной элитой. Часть ее сегодня учится в школе. Много ли у нас одаренных детей? Как с ними работать? Можно ли педагогичесикми технологиями повысить процент вундеркиндов в стране? “АиФ” собрал мнение экспертов.

Как рассказала “АиФ” главный инспектор информационно-аналитического управления Минобразования Ирина КИРИНОВИЧ, система работы с одаренными детьми в стране выстроена и она работает. Подтверждение тому - многочисленные победы наших школьников на международных олимпиадах. К примеру, в 2011 году 32 белорусских учащихся привезли 26 медалей. Олимпиадное движение – не единственный способ по выявлению и стимулированию одаренных учащихся, уточнила специалист: «Кроме этого существуют научно-исследовательские конкурсы практически по всем предметам, республиканские и международные турниры юных физиков, химиков, биологов и т.д., международные конкурсы молодых ученых. Во всех региональных вузах функционируют очно-заочные школы, в  которые способные дети могут получать дополнительные знания с профессорско-преподавательским составом. Кроме этого, школы сегодня заключают договора с вузами и привлекают профессорско-преподавательский состав к дополнительной работе в школе. Сами педагоги-новаторы участвуют в работе по переподготовке педагогов».

Сегодня министерство думает о более тесном сотрудничестве с Национальной академий наук по созданию школ ученых. А также о создании школ отдельных наиболее эффективных преподавателей. Поддерживает министерство и более активное развитие дистанционного обучения, сетевого взаимодействия детей и педагогов.

Если говорить о стимулах, то «премии и гранты тем детям, которые побеждают на районном уровне в конкурсах и олимпиадах, устанавливают на региональном уровне, а замыкает систему стимулов Специальный фонд Президента, который выплачивает  премии и стипендии одаренным детям. В банке данных одаренной молодежи этого фонда сегодня  1798 детей и около 3000 детей, имеющих поощрения. Создан и банк данных учителей, чьи дети постоянно показывают высокие образовательные достижения, где 86 имен».

Избегать дисгармонии

В работе с  вундеркиндами нельзя забывать о другой стороне одаренности, считает Светлана Ладысюк, старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования: «В среде одаренных детей  есть проблема - дисгармоничность их развития. На фоне опережающего развития одной сферы мы видим отставание эмоционального, моторного развития и волевой сферы. И школа должна это корректировать». Есть и еще одна проблема, считает эксперт: «Признавая факт детской одаренности, многие учителя не готовы работать с ней. Их можно понять: сложно работать на весь класс, при этом дифференцировать учеников по успеваемости и еще учитывать индивидуальные особенности одаренных детей. Поэтому в рамках нашей республики есть смысл говорить о тьюторстве: одаренного ребенка должен сопровождать педагог из вуза или лицея,  который может выйти за рамки школьной программы». Если говорить о количестве одаренных, то их может быть больше при более дифференцированном подходе:  «Олимпиады и конкурсы - это замечательно. Но только это для одной категории одаренных – тех,  у кого сформирована мотивация к достижению результата. Все остальные остаются не у дел. Если мы школу будем оценивать только потому, сколько у нее олимпиадников, мы создаем ситуацию, когда работа с другими одаренными школе становится не интересной, что неправильно».

Зачем ускорение?

Преподаватель частного образовательного центра Людмила Шабашова тоже уверена, что у нас одаренных детей не 1-5%, а как минимум  70%. Другое дело, что есть очень одаренные, а есть потенциально одаренные, те, кто в школе учатся на 5-6 баллов, но если с ними поработать по-другому, они будут получать десятки. Чтобы вскрыть этот потенциал, сегодня в первую очередь нужно готовить учителей нового поколения, а во вторую -  дать  больше возможностей самим детям. В качестве примера педагог привела своего ученика Артема Лешко, который решил перепрыгивать из 7-го в 9-й класс. «Ему пришлось работать в достаточно сложном темпе, потому что сдавать экзамены для перепрыга можно только в сентябре, пропуская учебу. Почему бы не разрешить детям сдавать экзамены летом или тогда, когда они готовы это сделать? Вот, например, шестиклассник подготовился и решил сдать математику за 7-10 класс и не ходить на этот урок, занимаясь чем-то иным. Почему бы не дать ему эту возможность? Какой бы это был прорыв, стимул для самостоятельности в образовании и жизни, и без особых затрат для государства! Надо менять общественное отношение к таким неординарным желаниям. Среди моих учеников 10 готовы были на перепрыг, но сдали экзамены только двое, потому что нашли понимание у администрации школ, а 8 остальных директоров агрессивно оценили эту инициативу».

Сам Артем Лешко, ученик минской СШ№64 свое решение считает прогрессивным шагом: «Если можешь больше, зачем ждать и испытывать скуку на уроках? На общении и жизни это никаким плохим образом не сказалось. В классе отношения хорошие, я учусь с людьми, которые уже занимаются с репетиторами, самообразованием, и это тоже создает мотивацию для моего дальнейшего развития». При этом Артем хотел бы, чтобы в школе уделялось больше внимания факультативам, «они должны привлекать детей за дополнительными знаниями и не быть формальными».
Недавний выпускник школы, лицея БГУ, олимпиадник в прошлом, ныне студент сразу двух вузов Олег Селявко поддерживает это желание: «Факультативы, коль скоро они заменили школы с уклоном и компенсируют ряд исключенных из программы предметов, должны идти в первую очередь от спроса детей, быть на потребу дня, давать, действительно, дополнительные знания, не укладывающихся в школьную программу». При этом факультативы и школа в целом должна формировать в первую очередь гармоничную личность, считает Олег.

Роль факультативов действительно трудно переоценить, считает начальник научно-исследовательского центра Национального института образования Олег Лисейчиков: «Только в НИО разработано около 150 факультативов и пособий. Помимо углубленных  знаний в разных сферах, часть факультативов как раз направлена на гармоничность развития личности, формируют у детей определенные качества, что очень важно, потому что педагоги не должны делать акцент только на интеллект».

Начальник управления мониторинга качества образования того же института  Валентина Гинчук уточнила, что по результатам республиканского мониторинга качества общего среднего образования, более 90% учащихся (9-11 классы) посещают факультативы, более 80% родителей и около 90% детей удовлетворены перечнем факультативов. Это, по мнению специалиста, говорит об эффективности данного способа удовлетворения познавательного спроса детей. В целом, считает эксперт,  система в работе с одаренными детьми есть, условия созданы, а реализация зависит от каждого учреждения образования и педагогов. Для большего КПД в этой работе в педагогических вузах студентов нужно более целенаправленно готовить к работе с одаренными учащимися, считает Валентина Гинчук.

Когда начинать?
По мнению преподавателя начальных классов гимназии №51 г. Гомеля, к.п.н Светланы Гин, работу с одаренным детьми надо начинать уже с начальной школы и делать это в особых формах: «Образование - залог будущего, а начальная школа – залог образования. Это очень важное звено. Но система конкурсов, олимпиад начинается в старшей школе.  А что делать детям, которые приходят в начальную школу с высоким уровнем академических достижений и уже в первом классе начинают испытывать скуку? Поэтому мы сегодня и хотим осуществить экспериментальный проект по апробации модели психолого-педагогического сопровождения детей с общей одаренностью в начальных классах. Этих моделей может быть много, в зависимости от обстоятельств: то ли это будет отдельная школа, то ли отдельные классы, то ли институт  тьюторов. Важно создать условия для сопровождения таких детей, чтобы их не «срезали» как выбивающуюся сосну, а учились по-другому работать с ними с первого класса».

Методист учебно-методического кабинета городского отдела образования  г. Гомеля Любовь Левковская тоже видит огромный потенциал в начальной школе. Если там поставить работу более разнообразно, то количество будущих олимпийцев, победителей конкурсов может быть намного больше, уверена она: «Для этого существуют технологии развивающего обучения, которые заставляют меняться не только детей, но и самых учителей. В 1992 году в Гомеле 10% школ работали по развивающим технологиям (Давыдова, Занковой и пр.). Сегодня эта возможность ограничена. (В 2008 году на официальном уровне было принято решение не пользоваться учебниками российских педагогов, развивая отечественные наработки. – Ред.) А эти технологии необходимы, и именно в начальной школе, где дети легко адаптируются к новому, где они из одного состояния могут перейти в качественно новое».
В этом вопросе необходимо учитывать исследования, в каком возрасте можно вводить те или иные педагогические технологии для формирования способностей, считает Олег Лисейчиков: «Психологи говорят, что для младшего школьного возраста наиболее эффективными является введение повышенного уровня изучения языков и искусства. Вот тут надо работать. Если же мы будет «грузить» детей только по интеллекту, мы можем получить обратный эффект».



Вернуться к списку статей